Риски листингов в США от китайских компаний
 

Китай является единственной из трех крупнейших экономик мира, в которой значительное число его наиболее важных компаний котируются на рынках акций вне прямого регулирующего контроля со стороны главной финансовой администрации их страны. Почти все крупные американские компании перечислены в США. То же самое относится и к Японии. Но многие китайские компании перечислены в Гонконге, части Китая, но с отдельным регулированием и рынками капитала от материковой экономики Китая. Кроме того, значительное количество китайских компаний зарегистрировано в Лондоне и США.

Это было подчеркнуто IPO Alibaba на Нью-Йоркской фондовой бирже. Alibaba стала крупнейшим в истории IPO. Но этот успех был только последним подъемом американских компаний китайских компаний. Дикие колебания поднимают два вопроса:

Сразу же, что можно сделать, чтобы минимизировать риски для китайских компаний, зарегистрированных на бирже США?

В долгосрочной перспективе можно ли контролировать эти риски - является ли стратегически целесообразным для Китая и китайских компаний составление списка в США?

Анализируя краткосрочные риски, недавние IPO - не первый случай, когда китайские компании бросаются в листинги США. В 2008-2011 годах на биржах США котировалось более 60 китайских компаний - 38 только в 2010 году. Но к 2012 году это рухнуло до двух новых списков. Это стремительное падение сопровождалось бухгалтерскими и прочими скандалами.

Самым печально известным, влияющим на настроения по отношению к китайским компаниям, зарегистрированным в США, был Sino-Forest - хотя он был в списке в Канаде. В 2011 году компания Muddy Waters Research, занимающаяся продажей коротких продаж, обвинила Sino-Forest в мошенничестве. Акции Sino-Forest упали, и в итоге компания объявила о банкротстве. Другие китайские компании, зарегистрированные на бирже США, пострадали от отставок аудиторов, исключения из перечня акций и расследований Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Особенно сильно пострадали китайские компании, практикующие обратное слияние - покупая котирующиеся американские компании, избегая, таким образом, процедур регулирования, связанных с IPO. На фоне скандалов 82 компании из Bloomberg Chinese Reverse Mergers Index потеряли 52 процента своей рыночной стоимости в июне и июле 2011 года. За этим последовало резкое падение общей стоимости китайских компаний, зарегистрированных на бирже в США. Затем Банк развития Китая предоставил средства китайским компаниям для выкупа акций и ухода с рынков США.

Это привело к регулятивному конфликту между Китаем и США. SEC хотела получить аудиторские документы из Китая, которые международные аудиторы не могли предоставить, поскольку это нарушало китайское законодательство.

В этом контексте первоначальное намерение Alibaba не было листингом в США. Первоначально компания исследовала листинг в Гонконге, но отказалась от этого, поскольку обмен в Гонконге запрещает гарантированный контроль компании со стороны привилегированной группы акционеров, которую хотел Alibaba - в соответствии с Facebook и Google.

В краткосрочной перспективе китайские компании научились избегать рисков, которые привели к краху 2010-2011 гг. Обратные поглощения были заброшены как стратегия, понятно, что будут обнаружены серьезные нарушения в бухгалтерском учете, риски короткого продавца типа Muddy Waters хорошо известны. На фоне сильного роста на фондовых рынках США акции китайских компаний снова начали опережать - новый подъем американских горок после стремительного снижения. К концу 2013 года, как отметила Дхара Ранасингхе из CNBC:

«Акции Кунарских Каймановых островов более чем удвоились в их дебюте в США… оценивая китайский туристический сайт, контролируемый интернет-гигантом Baidu, в 1,05 миллиарда долларов США. Акции 58.com, сайта объявлений ... выросли более чем на 45 процентов, когда они начали торговать ».

К началу 2014 года Financial Times обнаружила, что восемь китайских компаний, которые стали публичными в США в предыдущем году, как правило, приносили прибыль более чем на 10 процентов благодаря своим дебютам. 55 крупнейших китайских акций, котирующихся в США, выросли на 18 процентов за предыдущие два года. Таким образом, успешное IPO Alibaba стало результатом краткосрочных впечатляющих результатов китайских компаний, зарегистрированных на бирже США.

Но предупреждающие знаки начинаются. В декабре, менее чем через три месяца после IPO Alibaba, американские ритейлеры начали рекламную кампанию против него. Как отмечает Financial Times: «Ритейлеры из кирпича и минометов… теперь обратили свой огонь на Alibaba…»

«Кампания, членами которой являются Target, Best Buy, Home Depot и JC Penney, направила свою рекламу на американских законодателей, утверждая, что Alibaba будет« уничтожать »местных ритейлеров, если только не будет принят новый закон, который не позволит покупателям онлайн избежать налога с продаж… полагаю, что это всего лишь вопрос времени, когда Alibaba воспользуется этой лазейкой ».

Эта атака была политическим маневром. Розничное присутствие Alibaba в США незначительно по сравнению с Amazon, но политически американские ритейлеры посчитали более удобным атаковать китайскую компанию. Эффект политически вдохновленных кампаний, если они поддерживаются правительством США, проявляется в таких успешных китайских компаниях, как Huawei и ZTE, которые фактически закрыты от рынка США.