«БРИКС Плюс» и будущее «повестки дня БРИКС»
 

ЭВАНДРО МЕНЕСЕС де КАРВАЛЬО

Девятый Саммит БРИКС, который состоится в Сямыне, Китай, пройдет в другом международном и внутреннем контексте, чем в предыдущие годы, когда страны БРИКС сохраняли высокие темпы роста. В настоящее время только Китай и Индия по-прежнему поддерживают высокие темпы роста. Тем не менее, согласно отчету МВФ, в Индии будет наблюдаться небольшое снижение темпов экономического роста, при этом его прогноз по ВВП достигнет 7,2 процента в 2017 году. Китай, который ожидает роста ВВП в шесть процентов в 2017 году, может увидеть замедление своей экономики примерно до к 2018 году - 6 процентов. В других странах БРИКС экономическая ситуация еще сложнее. Ожидается, что рост российской экономики составит около 1,1% и 1,2% в 2017 и 2018 годах соответственно. Ожидается, что экономика Южной Африки вырастет на 0,8 процента в этом году по сравнению с 0,3 процента в 2016 году. Бразилия является единственным участником с более мрачным прогнозом - прогноз роста составляет всего 0,2 процента. Экономический контекст усугубляется нынешней тенденцией усиления международного протекционизма.

Этот сценарий требует, чтобы страны БРИКС сами предложили пути решения этих экономических проблем. Но они также должны оценить, способствуют ли обстоятельства и политическая воля пяти правительств вместе процессу принятия решений, который усилит механизм БРИКС в целом.


 
 
Электрический автобус китайского производителя электромобилей BYD эксплуатируется в Рио-де-Жанейро в марте 2014 года.
 
В марте 2017 года министр иностранных дел Китая Ван Йи представил предложение о пересмотре границ БРИКС путем привлечения других крупных развивающихся экономик. Это предложение стало известно как «БРИКС Плюс». «Мы расширим круг друзей БРИКС и превратим БРИКС в самую эффективную платформу для сотрудничества Юг-Юг», - сказал Ван. Он предложил провести диалог с другими крупными развивающимися странами и их организациями.

На данный момент предложение «БРИКС Плюс» не было официально представлено другим членам БРИКС, приглашения не были сделаны, и запрос на вступление не был оформлен, поскольку БРИКС не является международной организацией и не имеет официального механизма для принятия новых членов. , Кроме того, пока не ясно, как следует определять «БРИКС Плюс». Сообщалось, что китайское правительство будет заинтересовано пригласить Мексику, Пакистан и Шри-Ланку.

Это предложение вызвало споры. Некоторые аналитики говорят, что в случае расширения БРИКС потеряет фокус; другие предполагают, что включение Пакистана и Шри-Ланки будет восприниматься Индией с подозрением, потому что Индия когда-то считала эти страны «пропекинскими». Однако, помимо этих тупиков - в основном из-за отсутствия разъяснений о том, как может выглядеть расширенный БРИКС - предложение Китая понятно, учитывая позитивный прогноз для экономики развивающихся стран. Исследование, опубликованное Всемирным банком, показывает тенденцию к росту ВВП развивающихся стран. Среднегодовой темп роста ВВП для развивающихся рынков и развивающихся стран в 2019 году достигнет 4,7 процента, тогда как в странах с развитой экономикой средний ВВП замедлится до 1,7 процента.

По данным Всемирного банка, рост семи крупнейших стран с развивающейся экономикой (EM7) - Бразилии, Китая, Индии, Индонезии, Мексики, России и Турции - существенно опередит рост промышленно развитых стран G7 в 2018 году, что пойдет на пользу другим развивающимся рынкам и странам. развивающиеся страны. Стоит отметить, что последние данные PwC свидетельствуют о том, что к 2050 году развивающиеся рынки будут доминировать в рейтинге десяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности. Принимая во внимание эти прогнозы, имеет смысл говорить о расширении БРИКС для включения других крупных развивающихся экономик.

Есть и другие преимущества. «БРИКС Плюс» может оказать влияние на снижение относительно высокого экономического веса Китая и Индии в группе. Кроме того, расширение членов группы усилит тенденцию к расширению взаимодействия и сотрудничества со странами, не входящими в БРИКС, особенно с развивающимися и развивающимися странами, а также с соответствующими международными и региональными организациями. Стоит напомнить, что в 2013 году лидеры стран БРИКС встретились с лидерами африканских стран по случаю пятого саммита, состоявшегося в Дурбане, Южная Африка; на шестом саммите в Форталезе, Бразилия, они встретились с лидерами стран Южной Америки; на седьмом саммите в России они встретились с лидерами стран-членов Шанхайской организации сотрудничества и, наконец, на восьмом саммите в Индии,

Помимо обсуждения преимуществ возможного расширения БРИКС, есть и другие ключевые моменты, которые следует учитывать.

С момента своего создания БРИКС сосредоточился на двух областях: во-первых, это экономическое и финансовое управление, в котором приоритет отдается координации в рамках G20, включая реформу МВФ и Всемирного банка. Во-вторых, политическое управление, выступающее за реформу Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности. Страны БРИКС представляют себя реформистскими странами, а не нарушителями нынешнего международного порядка. Таким образом, законно задаться вопросом, укрепит ли расширение БРИКС оригинальное повествование, в котором подчеркивалась реформа международных институтов с учетом более широкого участия стран БРИКС в международном процессе принятия решений (что привело к созданию НБР) или «БРИКС Плюс» просто станет экономической платформой для инвестиций и торговли и приведет к исчезновению программы реформистов.

Важно отметить, что сфера деятельности БРИКС не ограничивается инвестициями, международной торговлей и проблемами жесткой силы. Пять стран разделяют мнение о том, что им необходимо расширять сотрудничество в области управления, поскольку существуют общие проблемы, такие как проблемы, возникающие в процессе урбанизации, борьба с загрязнением, сокращение бедности и неравенства, а также продвижение инноваций и новых технологий , В этих вопросах как бизнес, так и академические форумы могут внести существенный вклад, поскольку они способствуют развитию диалога.

Легитимность БРИКС на внутренней и международной арене проистекает из его повестки дня по реформированию МВФ и его одобрения «Большой двадцатки» в качестве основного форума, занимающегося международными вопросами, из различных деловых и научных форумов, которые он продвигает, а также из конкретных инициатив, таких как создание НБД. Население стран БРИКС составляет около трех миллиардов человек, что составляет 42 процента населения мира; все пять стран имеют большие территории; БРИКС имеет трансконтинентальное присутствие, которое добавляет стратегическую ценность группе; и его экономический вес в мировой экономике является значительным. БРИКС имеет отличительные характеристики и цели по сравнению со схемами межправительственного сотрудничества, продвигаемыми западными державами во второй половине 20-го века. А предложение «БРИКС Плюс» может привнести в проект еще одно политическое измерение. Тем не менее, остается проблема поиска путей более эффективного устранения различий между членами.

Аббревиатура БРИКС стала синонимом сдвига в мировой экономической мощи. Если «БРИКС Плюс» превалирует и углубляет первоначальный импульс, расширение группы будет приветствоваться, и предложение китайского правительства станет решающим решением для БРИКС в это трудное время и принесет пользу мировой экономике.